Нижегородские лицеисты в рамках «Урока цифры» познакомились с процессом создания прогноза погоды и этапами его формирования

33

Мероприятие состоялось в рамках национального проекта

«Цифровая экономика»

26 января 2023 года в МБОУ «Лицей № 21» г. Дзержинска Нижегородской области состоялся открытый урок Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» на тему «Технологии, которые предсказывают погоду». Под руководством педагогов, наставников и экспертов лицеисты рассмотрели роль искусственного интеллекта в метеорологии.

Организаторами урока выступили АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минцифры России, Минпросвещения России, а также ведущие российские технологические компании.

Перед уроком учащиеся посетили метеостанцию Дзержинска, где познакомились с основными метеорологическими приборами: психрометрической будкой, осадкомером, барометром, метеорологическими мачтами и другими, своими глазами увидели процесс снятия и замера данных, необходимых для создания прогноза погоды. Представитель метеостанции рассказал, какие приборы используются и почему важно учитывать все факторы, влияющие на погоду.

Затем на уроке в Лицее ребята с помощью интерактивных тренажёров примерили на себя роль специалистов, которые создают прогноз, пройдя все этапы от сбора метеорологических данных до корректирования готового прогноза. Они увидели, насколько сложным может быть прогнозирование погоды даже на один день, и изучили принципы работы искусственного интеллекта в сфере метеорологии.

В завершении урока школьники вместе с приглашенными экспертами поговорили о важности роли человека в процессе прогнозирования погоды, поразмышляли о том, сможет ли искусственный интеллект полностью вытеснить роль человека и делать все самостоятельно. Также ребята обсудили роль и значимость ИТ-профессий в метеорологии, насколько точным бывает прогноз, как искусственный интеллект создаёт модели и помогает их использовать в различных сферах.

Лицеистам также рассказали о возможности бесплатного изучения востребованных языков программирования, как в онлайн режиме в рамках проекта «Код будущего», который организован Минцифры России по федеральному проекту «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика РФ», так и в оффлайн режиме на базе Центра цифрового образования детей «IT-куб», созданного в 2022 году в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

«Грамотное использование современных ИТ-технологий оживляет школьные уроки и делает их метапредметными. Благодаря тому, что каждый «Урок цифры» разделен на три возрастные группы, сложные темы можно объяснить в легкой игровой форме и первоклассникам, и ученикам среднего звена, и будущим выпускникам. Уверена, такие интерактивные занятия любят школьники. Отдельная благодарность Метеостанции Дзержинска за интересную и познавательную экскурсию для ребят!, – сказала заместитель главы города Дзержинска Ольга Палеева.

«Искусственный интеллект, естественно, оказывает помощь в составлении погоды, но полностью заменить человека на данном этапе нашего развития он не может. Можно привести такой простой пример: когда в конце ноября после ледяного дождя в Дзержинске было очень сильное обледенение, на двух метеорологических мачтах замерзли флюгеры. Пока техники исправляли эту проблему, метеорологи замеряли направление ветра визуально, а скорость – по шкале Бофорта. Если бы не было человека, то мы бы остались без таких данных, как направление и скорость ветра», – рассказала начальник комплексной лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды Дзержинска Светлана Матвеева.

Национальный проект «Цифровая экономика» реализуется по инициативе Президента России Владимира Путина. Он включает в себя семь федеральных проектов: «Регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» и «Искусственный интеллект». Ключевые цели нацпроекта – развитие цифровой экономики, создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, перевод госорганов и организаций на использование преимущественно отечественного программного обеспечения, рост числа отечественных разработок в области искусственного интеллекта.